Главная  >  Статьи  >  Немного солнца в дождливой зиме

Немного солнца в дождливой зиме

Немного солнца в дождливой зиме.

К Новому году Ольга и Дмитрий подготовились основательно и творчески. Обзавелись не просто петухом, а, сияющим как солнце, Золотым петушком с огромным голубым глазом в веере роскошных перьев. Он гордо поглядывает на столпившихся вокруг кошку-кокетку, жирафа-почемучку, черепаху-возницу и лягушку-царевну. В этом необычном «зверинце» обитают также «хранитель секретов» черный суслик, совсем не гадкий утенок, пара бегемотиков,  весельчак Миша и «царь зверей» кролик Роджер. «Лучшие друзья человека» представлены таксой, бассетом, боксером и «царицыной левреткой» Земирой, которой Екатерина Великая написала эпитафию. Водоплавающие показаны в образах чудо-рыбки и соблазнительной русалки.
Эти и около сорока других миниатюр стоят на полочках в творческой мастерской молодых петербургских скульпторов Ольги Сагаконь и Дмитрия Чеботарева. Когда-то подобными изысканными «зверюшками» играли дети, приходившие вместе с родителями в салон знаменитого ювелира Карла Фаберже. Но те были сделаны из дорогих поделочных камней, их цвет и фактура помогали художнику создавать нужный образ. А Ольга и Дмитрий ваяют свои анималистические «игрушки» из бронзы, которая обычно ассоциируется с пафосными монументами.
Из этого классического благородного материала вот уже 5 тысячелетий отливают памятники разным героям и вождям, а также украшения для роскошных интерьеров. Казалось бы, ушедшие в прошлое большие художественные стили так полно раскрыли возможности бронзы, что сегодня она воспринимается исключительно как антиквариат. Однако век ее отнюдь не миновал. Тотальное наступление новейшей городской скульптуры (не всегда, увы, удачной) и проникновение в жилища и офисы модных бронзовых штучек говорит о том, что бронза по-прежнему остается царицей среди материалов скульптора…
Члены клуба молодых ювелиров при российско-американском фонде искусств Фаберже Ольга Сагаконь и Дмитрий Чеботарев, работая с бронзой, создали свой образный язык, понятный и интересный современному зрителю. Насмешливыми, ироничными и даже немного хулиганскими получились, например, фигурки Груши и Перца. Многие мужчины весело хохочут, разглядев в них весьма пикантные мужской и женский силуэты, и даже дарят супругам на годовщину свадьбы «бронзово-фруктовых» человечков. Зато страдающие отсутствием чувства юмора дамы иногда обидчиво поджимают губки… С искусством мелкой пластики Ольга и Дмитрий познакомились еще в детстве, когда со школьными экскурсиями посещали знаменитый Каслинский завод художественного литься в 60 км. от их родного Челябинска. Из чугуна и бронзы там творили настоящие шедевры, восхищавшие российских и зарубежных ценителей. Прославленные ваятели Ф. Толстой, П. Клодт, Е. Лансере, Р. Бак вместе с заводскими мастерами-самородками создавали модели архитектурных украшений и скульптуры, декоративных изделий и дорогих престижных подарков. Художественный процесс на этом старинном заводе всегда был неотделим от производственного. За 300 лет на предприятии сложилась уникальная коллекция артефактов, которая и была первым учебником Ольги и Дмитрия.
Петербург с его неповторимой художественной атмосферой стал для них городом, где полученные в Челябинском художественном училище знания и навыки обрели профессиональную форму. У Ольги и Дмитрия не было сомнений, куда поступать. Конечно, в знаменитое Мухинское училище, ныне художественно-промышленную академию имени Штиглица. Еще в годы учебы они открыли творческую мастерскую «Первая четверть» — в ней, как и на Каслинском заводе, все подчинено художественному замыслу. За 4 года в мастерской создано около 50 авторских произведений из бронзы, причем весь процесс основан на ручном труде. Только так, считают авторы, можно вдохнуть в скульптуру жизнь, заставить зрителя испытать сильные эмоции.
Кроме анималистики, они делают призовые и сувенирные статуэтки, интерьерные и садовые украшения и скульптуру, бронзовый декор для кузнечных композиций, фирменные представительские подарки. Победители популярных конкурсов «Золотой граммофон», «Золотой гвоздь», «Кумиры ХХ1 века», «Красавица Петербурга», «Достойная песня» на самых почетных местах хранят призы, созданные Ольгой Сагаконь и Дмитрием Чеботаревым. В них так эмоционально передано ощущение счастья, эйфории, переполняющих человека в его звездный час, что на одной из церемоний вручения наград певица Анжелика Варум воскликнула: «Вы не меня снимайте, вы граммофончик мой покажите! Низкий поклон людям, сделавшим эту прелесть!»
Эта искренняя, восторженная похвала – лучшая награда авторам. В этом году они создали уже третий свой «граммофон» — в виде стилизованной морской раковины. Первый, в 2002 г., напоминал свернутую рупором газету, а в абрисе прошлогоднего угадывалась роза с шипами.
Диапазон интересов и тем скульпторов простирается от сюжетов древней Греции («Кентавр») до персонажей российской истории – Петра 1 и Екатерины Великой, от единственной пока крупной работы – бюста основателя города Апатиты В. И. Кондрикова до изящной символической «Биологии скрипки», созданной в придуманной ими технике ленточной пластики. Бронза предстает здесь материалом живым и теплым, созвучным современному мироощущению и органичным сегодняшней эстетике. Именно за это качество профессиональное международное жюри назвало Ольгу Сагаконь и Дмитрия Чеботарева победителями конкурса «FidExpo-2003» — как единственных российских скульпторов, создающих уникальные по красоте и техническому уровню бронзовые аксессуары для современного интерьера.
Когда-нибудь в толще культурного слоя скроются их отнюдь пока не антикварные фигурки и украшения, составляющие бронзовый мейнстрим ХХI века. Ольга и Дмитрий чувствуют нерв времени, в котором, увы, так мало красоты и улыбки. «Немного солнца в дождливой зиме» — так можно определить творчество этого талантливого дуэта.

Наталия Шмитко

Идентификатор

Ваше имя

Ваш E-Mail

Ваш телефон

Дополнительная информация

Закрыть
Яндекс.Метрика